Безопасный гроб
В настоящее время похороны представляют собой пусть и печальную, но практически одинаковую картину на всех обитаемых континентах земли. Однако эти погребальные традиции формировались целыми столетиями прежде, чем обрести нынешний вид. Развитие человеческой цивилизации было долгим процессом, полным трудностей. И все изменения людских религиозных воззрений и жизненного уклада напрямую отражались и в похоронных обрядах.
Предавать своих умерших земле для древних людей казалось вполне естественным и логичным. На заре времен первые homo sapiens инстинктивно признавали святость плодородной почвы, что позже привело их к земледелию и установлению матриархата. Поклонение Великой Матери и символическое возвращение ее умерших детей назад в лоно-почву для последующего возрождения сформировалось в первую религиозную концепцию. С ней в понимании первых людей укрепилась цикличность жизни и смерти, природный круговорот. И оная до сих пор служит нам фундаментом в отправлении одного из важнейших социальных ритуалов, то есть похорон.
Однако, мощный духовный посыл был присущ не только Великой Матери. С тех пор, как вооруженные конфликты между племенами стали носить не просто регулярный характер, а превратились в ремесло, роль мужчины в социальном обществе стала доминантной. Воин сместил женщину с пьедестала власти, установив патриархат. Вместе с иным социальным укладом и ценностями люди также получили иных богов.
Отец Небо, поощрявший право сильного и вселявший страх в людские сердца через грозу, молнии, град и ливни, требовал особых подношений. Это касалось как жертвенных обрядов, так и погребальных церемоний. Воины стали сжигать своих павших на священных кострах, чтобы помочь их душам поскорее попасть на небо. Матери Земле при этом доставалось крайне мало – лишь горсть праха, которую часто не захоранивали, а развевали по ветру. Со временем этот обычай распространился и на остальных членов общества, став особенно популярным у воинственных северных народов. Под видом кремации такой похоронный обряд существует и в наши дни.
Но сожжение являлось не единственной формой погребения усопшего во славу небесных сил. Одним из древнейших религиозных обрядов похорон было «воздушное погребение», в ходе которого покойника не сжигали, а оставляли в буквальном смысле «в подвешенном состоянии». Для этого тело заворачивали в свежие шкуры животных, помещали в выдолбленное бревно (луб) или простой гроб из досок, а затем привязывали его к верхним веткам самого могучего дерева в округе (в Абхазии XVII века роль веревки играла виноградная лоза). Зачастую покойник находился там вместе со всем личным скарбом, включавшим оружие и прочую амуницию, так что разгуливать случайным прохожим по таким лесам было опасно для жизни. Тела на деревьях могли висеть так не один год, пока полностью не обветшают их «саркофаги», ссыпавшиеся вниз вместе со своим содержимым. После чего уцелевшие останки либо сжигали, либо хоронили второй раз тем же образом.
Впрочем, обряд воздушного погребения мог осуществляться иначе. К примеру, некоторые племёна североамериканских индейцев помещали тела своих усопших на специальные помосты, которые располагались либо на дереве, либо были установлены на шестах около трёх метров высотой. На них также оставляли личные вещи покойников и запас еды, рассчитанной на весь путь до загробного мира.
В традиционной религии мокшан, этнической группой мордвы, присутствовало такое понятие, как лесное кладбище (калмакужа). В древности умерших они хоронили в лубе, который затем подвешивали на дереве. Позднее этот обычай качественно изменился: тело умершего стали помещали в особом срубе, построенном из четырёх рядом растущих деревьев и водруженном на их высокие пни.
Социальная роль такого погребения различалась у разных народов – одни совершали его в отношении всех умерших, другие применяли лишь к избранным, тем самым выделяя значимость покойного при его жизни. Практика воздушного похоронного обряда еще в XIX веке наблюдалась у некоторых этнических групп, например, у грузин, которые переняли ее от колхов. А в диких, малоизученных областях, где еще существует родоплеменной строй, воздушное погребение отправляется и теперь.
Что касается ингумации, то есть общеизвестного погребения в земле, то и здесь не все так однозначно, как многие привыкли считать. Несмотря на повсеместное применение гроба к XIV веку н.э., что в разных частях света выглядел для людей примерно одинаковым, его постоянно пытались снабдить дополнительными функциями, видоизменить и усовершенствовать.
Так, для предотвращения случайного погребения живого человека, который на момент похорон был без сознания или пребывал в летаргическом сне, законодательно ввели отсрочку сроком на три дня. За это время в большинстве случаев можно было определить, на самом ли деле умер покойник и стоит ли его предать земле. Правда, соблюдался такой срок подготовки к похоронам не всегда. К примеру, в периоды массовых эпидемий холеры, терроризировавших Европу и Северную Америку в XVII-XIX веках, всех погибших зачастую хоронили уже через несколько часов после смерти – дабы сдержать распространение болезни. В связи с этим страх быть похороненными заживо у людей только усилился, и если сопоставить факты, полученные после эксгумации трупов (скрюченные позы, мимика и общее состояние тел), вполне мог иметь место.
Позже печальные случаи пробуждения человека в гробу или замурованного в склепе, и, как следствие, мучительной его смерти от голода и нехватки воздуха, нашли отражение в фольклоре и литературе. В середине XIX века страх погребения заживо, подогретый слухами и скандальными публикациями, перерос в распространённую фобию, а именно, в тафофобию. Пытаясь предотвратить подобное, европейцы и американцы прибегли к дорогостоящему средству – безопасному гробу.
Такие устройства отдельные мастера и бюро похоронных услуг стали патентовать с конца XVIII века. А их выпуск был поставлен на поток вплоть до 1934 года. По своему исполнению такие гробы можно условно разделить на две категории: «сигнальные» и «открывающиеся изнутри». В первом случае безопасный гроб комплектовался дополнительным оборудованием, задействовав которое, пробудившийся внутри человек мог позвать на помощь. Как правило, это были особые дыхательные трубки, выходившие на поверхность и небольшие колокола, которые приводились в действие шнурком, конец которого крепился на теле усопшего. В них предусматривалась защита колокола от случайного звона, водяные отводы, предохранявшие могилу от дождя и сетка против насекомых.
«Открывающие изнутри» системы позволяли человеку выбраться на поверхность самостоятельно, но были применимы исключительно к склепам, ибо в них отсутствовало главное препятствие спасению – двухметровый слой насыпанной сверху почвы. Крышка гроба, построенного по такой системе, не забивалась гвоздями, а запиралась на замок, который можно было также отпереть изнутри. В склепе и в гробу были сделаны небольшие окна, через которые проникал свет и свежий воздух. При этом в саван покойника клали два ключа (от крышки гроба и от двери склепа), с помощью которых он мог окончательно освободится.
Стоит также отметить, что хоть безопасные гробы и пользовались коммерческим спросом, свидетельств о том, что они кому-то действительно помогли, практически нет, за исключением давнишних легенд да литературных рассказов. Однако, некоторые фирмы продолжают производить подобные устройства и в наши дни.
Кроме страха быть погребенными заживо, жители Европы XVIII века пытались бороться и с другой напастью – похитителями тел. Поскольку развивавшейся кое-как медицине постоянно не хватало материала для вскрытий, сотрудники анатомических театров не брезговали аутопсией трупов, уже какое-то время почивших. Но христианская церковь подобные действия ученых не одобряла и даже повлияла на подписание ряда законодательных запретов правительством таких стран, как например, Великобритания. Чтобы запастись материалом для исследований, медицинские кафедры были вынуждены прибегать к услугам контрабандистов, для которых расхищение могил стало выгодным бизнесом.
В Шотландии подобные происшествия повторялись так часто, что их стали сравнивать с эпидемией. Набожные христиане приходили в ужас при мысли о том, что кто-то из их усопших родственников не сможет воскреснуть в Час Страшного Суда из-за отсутствия конечностей, отпиленных нечестивыми гробокопателями или медиками. Пытаясь всеми силами защитить от осквернения тела своих умерших, люди принялись усаживать могилы вереском и цветами, водружать тяжеловесные могильные плиты и нанимать охранников. Вскоре кладбищенский ночной сторож стал такой же важной профессией, как дворник или землекоп. Для них строили специальные дома на окраине кладбища, в которых можно было комфортно скоротать дежурство. Но тела по-прежнему массово исчезали из могил.
Тогда гробовых дел мастера изобрели mortsafe, или «сейф смерти». Первый такой патент был зарегистрирован в 1781 году и представлял собой металлический гроб с замками. Но вскоре появилось целое множество более хитрых приспособлений, разработанных для того, чтобы помешать расхитителям могил совершить свое черное дело.
Наибольшее распространение mortsafe получили к 1816 году. Они производились из железа и томного камня. В основном это были клетки с хитроумной системой запоров, препятствовавшие подойти к могиле не только ворам, но и родне покойного. Последние не всегда были в восторге от подобной меры предосторожности, так как оная мешала отправлению поминальных обрядов. Правда, такие сейфы были особенно актуальны в течении первых недель после погребения, когда тело усопшего еще хранило свою целостность. Потом надобность в них пропадала и mortsafe переходили к другим владельцам, поскольку их конструкция предусматривала многоразовое использование.
Могильные сейфы просуществовали до 1832 года, когда был принят так называемый «анатомический закон», предусматривавший легальные способы получения медиками тел для исследований. Но mortsafe все еще можно увидеть на старых европейских кладбищах.
Автор: Максим Козлов