Церковная лампада
Лампада – светильник в христианском храме, используемый в богослужении. В церковных книгах лампадой называют большой подсвечник, выносимый во время литургии диаконом или священником. В широком смысле лампада – это сосуд с фитилем, наполненный древесным маслом (елеем) и зажигаемый перед иконами.
Светильники играют в богослужении особую символическую роль, т.к., согласно христианскому учению, свет в храме является образом небесного, божественного света. В первую очередь он олицетворяет собою Христа, и когда христиане возжигают огонь светильника, это означает, что их сердца воспламенены любовью к Богу.
Для православных христиан природа божественного света принципиально отличается от физической природы будничного дневного света. Поэтому в древних византийско-русских храмах были очень узкие окна, и даже в самый солнечный день там царил таинственный полумрак. Окружающий сумрак символизировал собой сумрак неведения и греха, в который погружена земная человеческая жизнь. А свет лампад и свечей – свет веры, свет Христов, побеждающий тьму. В христианском понимании, это единственно истинный свет. Его невещественная духовная природа проявляет себя не так зримо и грубо, как вещи материального порядка.
Отсюда и особенности внутреннего освещения храма. В отличие от обычных домов, где источники света служат для того, чтобы в помещении было светло, светильники в церкви предназначены не для утилитарных целей, а для религиозно-символических. Поэтому они возжигаются и во время дневной службы, когда в храм проникает достаточно уличного света и практического смысла в дополнительном освещении нет. А иногда, напротив, на всенощной службе тушат все свечи и лампады, кроме центральной – что создает образ тьмы, в которой, однако, никогда не гаснет божественный огонь: «Свет во тьме светит». Зато во время больших церковных праздников зажигают все светильники разом – обилие света в храме знаменует собой вечный свет радости и благодати, который воссияет в царстве небесном.
Традиция возжигать лампады в храме восходит к античным религиозным обрядам, где использовались масляные светильники. Первые христианские лампады изготавливались из красной глины, позже – из бронзы, и делались преимущественно в форме корабля – главного символа церкви в эпоху языческого господства. Кроме того, встречаются лампады и в виде иных символических фигур – например, голубя, агнца или пальмы. Начиная с VI в. распространенной становится форма четырехконечного креста.
Из глубокой древности идет и символическое значение воска и елея. Воск означает чистоту человеческой души, а также ее мягкость и податливость перед волей Бога. Елей – как и маслина, из плодов которой его делают – это символ целебных сил, духовных истин и божественной благодати. У первых христиан был обычай приносить с собой в храм елей и воск в качестве добровольной жертвы. Считалось, что приносящий делает это в знак раскаяния в своих грехах, показывая свою искреннюю веру и послушание перед Богом.
Горение воска и елея в лампаде означает духовное перерождение человека под воздействием божественного света, символизирует будущее воскрешение души в жизнь вечную.