Эвтаназия
Эвтаназия – легкий способ прекратить страдания неизлечимо больного человека. По сути, это быстрая и безболезненная смерть вместо медленного и мучительного умирания. Болезнь может поедать человека годами. Все это время он живет в постоянном аду физической боли, на лекарствах и препаратах, в бесконечных попытках облегчить симптомы – и без надежды на выздоровление.
Когда жизнь больного подобна пытке и он думает о смерти как о желанном избавлении, эвтаназия кажется гуманным и милосердным выходом.
Почему же в большинстве стран эвтаназия запрещена законом
Проблема эвтаназии представляет собой целый клубок морально-этических, социальных, правовых, религиозных и философских вопросов. Коснемся лишь некоторых из них.
Сторонники эвтаназии стоят на позиции терминального больного, которому общество жестоко отказывает в его последнем желании – умереть легко и добровольно. Если все люди имеют право на жизнь, то почему они не имеют права на смерть? Обязан ли человек переносить муки болезни, которая все равно его убьет, заодно измотав и его близких? Противники эвтаназии отвечают на это, что речь идет не о праве на смерть, а о праве на убийство. Нет законов, которые обязывают человека жить или преследуют за суицид. Но одно дело, когда человек сам убивает себя, и совсем другое – когда в процесс вовлечены другие. В этом случае самоубийство превращается в убийство.
Эвтаназия во всех ее видах – это процесс, в который вовлечены другие. Однако есть существенная разница между активной эвтаназией и пассивной. Пассивная эвтаназия (когда врач по воле пациента прекращает лечение или не начинает его) – абсолютно легальная медицинская практика в большинстве стран, т.к. ни законы, ни врачебная этика не требуют насильно лечить человека или подключать к аппаратам против его воли, особенно если терапия не приносит результатов и только мучает больного.
Иначе обстоит дело с активной эвтаназией, которая почти везде запрещена. Именно она вызывает самые острые споры в обществе. Различают три вида активной эвтаназии:
- недобровольная (когда врач без согласия пациента вводит ему летальную инъекцию или другим способом умерщвляет его);
- добровольная (когда врач делает то же самое по воле пациента);
- самоубийство с помощью врача (когда врач выдает пациенту смертельную дозу препаратов, с помощью которых пациент убивает себя сам).
Разумеется, во всех случаях речь идет об акте сострадания, исключающем любые корыстные мотивы. Но мало кто из врачей решится взвалить на себя такой моральный груз, как намеренное действие, приводящее к смерти пациента. Это запрещает и клятва Гиппократа: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». Поэтому медицинское сообщество в целом против эвтаназии.
Идея эвтаназии неприемлема и для традиционных вероисповеданий. Давайте вместе с агентством ритуальных услуг рассмотрим основные идеи. Христианство, иудаизм, ислам учат, что жизнь – это дар Бога, и отнять ее волен только Бог. Буддизм также отвергает эвтаназию, считая, что она дурно влияет на карму. Ни в одной из этих религий болезни и страдания не считаются причиной, чтобы отказаться от жизни – напротив, такой отказ грозит более тяжкими муками в аду или в новых реинкарнациях.
Гуманистическая этика находит жестоким такое отношение к страдающему. Однако и среди атеистов нет согласия в проблеме эвтаназии. Кроме вечных вопросов веры и совести есть земные вопросы закона и актуальной реальности. А реальность такова, что легализация эвтаназии чревата многими опасностями – от непреднамеренных роковых ошибок до системных злоупотреблений. Неверно поставленный диагноз может стать приговором для пациента, особенно если родные или врачи по каким-то причинам заинтересованы в его смерти.
А пока ведутся споры, тяжело больные люди вынуждены сами справляться с вопросом «жить или не жить».