Иудейский похоронный обряд
Иудеи верят, что душа – бессмертна и принадлежит Всевышнему, который лишь на время дает ее человеку, а в назначенный срок возвращает себе. Смерть человека воспринимается как естественный переход из жизни тленной в жизнь вечную. Но в этой жизни остаются родные и близкие покойного, которые должны проводить его достойно, исполнив свой долг добродетели. Галаха (свод иудейских законов) уделяет большое внимание погребальным и траурным обрядам.
У постели умирающего произносят покаянную молитву Видуй, и если он в сознании — то повторяет вслед. Затем читают главы Тегилим (книгу псалмов) и молитву Шма Исраэль. Кто-то из родных должен быть с умирающим до его последнего вздоха и закрыть ему глаза. После смерти лицо покойного накрывают белой тканью, а в изголовье зажигают свечи. Один из близких садится у тела и читает Тегилим.
О смерти извещают похоронную организацию — его работники готовят тело к погребению и оказывают весь спектр ритуальных услуг. Мужчин омывают мужчины, женщин — женщины. После омовения тело заворачивают в белый льняной саван и укладывают в простой деревянный ящик без украшений и внутренней обивки. Саван одинаков для всех – знак того, что в смерти нет ни бедных, ни богатых, перед истиной все равны.
Хоронить покойного следует в тот же день. Исключения — только в тех случаях, когда требуется дождаться кого-то из близких родственников покойного, а также если смерть произошла накануне субботы или праздника. Бальзамирование и кремация у иудеев запрещены.
С момента смерти и до погребения те, кто должен скорбеть об умершем, освобождаются от исполнения всех заповедей Торы, чтобы полностью посвятить себя похоронному обряду. В этот период, называемый анитут, им запрещено есть мясо и пить вино. Работники Хевра Кадиша помогают им организовать и провести похороны, разъясняя порядок ритуальных действий.
Когда похоронная процессия отправляется на кладбище, каждый еврей, встретивший ее по пути, должен присоединиться к шествию и пройти хотя бы несколько шагов. Перед входом на кладбище участники процессии собираются в специальном помещении – Бейт моэд лехоль хай. Здесь оплакивают умершего, вспоминают его благочестивые поступки и заслуги перед Б-гом и людьми. Хазан читает отрывки из Священного писания. Затем ближайший наследник покойного (сын, отец или брат) произносит Кадиш.
На кладбище собравшиеся читают Тегилим и молятся, чтобы Всевышний простил грехи умершего и избавил его от наказаний. Родственники покойного по древнему обычаю надрывают свои одежды в знак скорби — этот обряд называется криа. Во время криа скорбящие произносят благословение, признавая справедливость Всевышнего и его приговора.
После того, как тело предано земле, над могилой читают Кадиш и поминальную молитву Эль мале рахамим. Затем мужчины выстраиваются в два ряда, между которыми проходят родственники покойного, сняв обувь. В этот момент стоящие в рядах выражают им соболезнования. Вернувшись с кладбища, участники похорон омывают руки – по три раза каждую.
После похорон для скорбящих наступают семь дней траура – шива. Они входят в дом покойного, разуваются, садятся на пол или на низкую скамеечку — и так, в молитвах, должны провести семь дней. В это время им нельзя выходить из дома (за исключением субботы), мыться, исполнять супружеский долг и работать. Все семь дней траура дверь в дом остается открытой – для всех, кто захочет прийти к скорбящим с утешением, помощью, трапезой или молитвой.
По окончании шива скорбящие могут вернуться к своим повседневным делам. С этого момента начинается менее строгий траур – шлошим, который длится до 30-го дня со дня похорон. В этот период запрещено стричься и бриться. Трижды в день нужно молиться в миньяне и читать Кадиш в память о покойном. На 30-й день посещают могилу покойного и проводят там церемонию поминовения.
Траур по отцу или матери длится весь год. В течение двенадцати месяцев скорбящие избегают развлечений, не покупают новых вещей, не переезжают на новую квартиру. Годовщину отмечают согласно еврейскому календарю. В этот день зажигают поминальную свечу и читают молитвы.