Кремация
Кремация – сожжение тела на костре или в печи, одна из форм погребения, которая возникла в первобытные времена наряду с ингумацией (захоронением в земле). Как ритуал, огненное погребение является частью религиозных воззрений и традиций во многих культурах мира. В эпоху политеизма кремация была распространена среди народов Ближнего Востока и Европы – ассирийцы, вавилоняне, древние греки, римляне, германцы и славяне культивировали погребальный обряд сожжения на костре.
С приходом христианства кремация была объявлена языческим обычаем и фактически запрещена, уступив место захоронениям в земле. Однако в средневековой Европе иногда применяли кремацию как санитарную меру – обычно в разгар чумных эпидемий.
В дальнейшем, с быстрым ростом городов и населения, проблема эпидемий все более обострялась. Мест на кладбищах катастрофически не хватало, людей хоронили в черте города, вблизи жилых домов и водоемов, что приводило к новым заражениям, болезням и смертям. Поэтому доктора первыми заговорили о необходимости возвращения кремации. Во второй половине XIX века их голос был услышан.
В 1869 г. во Флоренции состоялась Международная медицинская конференция, на которой ведущие врачи мира приняли резолюцию о целесообразности введения кремации. В 70-х годах XIX века были сконструированы кремационные печи и построены первые крематории. С тех пор огненное погребение снова вошло в обиход европейцев.
Однако споры о кремации не затихают и по сей день. Против нее выступают все авраамические религии. Но если иудеи и мусульмане категорически не приемлют такой способ погребения, то христиане считают его допустимым, хотя и нежелательным.
Иначе обстоит дело в Японии, Индии и странах Юго-Восточной Азии, исповедующих индуизм и буддизм. Там кремация – традиционный религиозный ритуал и практикуется с древности и до наших дней.
Православная традиция велит хоронить усопших в земле. Церковь учит, что тело человека – храм души, который никто не волен разрушать ни до, ни после смерти. Душа и плоть не существуют отдельно друг от друга, но сотворены раз и навсегда как единое целое. Смерть только на время разлучает их – до Судного дня. Это фундаментальный догмат христианской эсхатологии – вера во второе пришествие Мессии, когда все умершие воскреснут в своих телах, чтобы предстать перед Христом на Страшном суде. И хотя, по богословской мысли, все тела будут восстановлены Творцом из праха независимо от способа погребения, служители церкви предупреждают: кремация оправдана лишь как невольный шаг, в каких-то крайне стесненных обстоятельствах – например, если родные покойного из-за бедности не могут купить место на кладбище. В ином случае, даже если умирающий сам пожелал, чтобы его кремировали, священник постарается отговорить родных от сожжения тела – как от нехристианского акта, неполезного для души. Сюда относят любые манипуляции, ускоряющие либо замедляющие процесс распада и тления – будь-то кремация или бальзамирование. Лучшее, что можно сделать с телом усопшего – это положить его в гроб и отдать земле, не вмешиваясь в естественный ход вещей.
Тем не менее, вопреки широко распространенному заблуждению, Церковь не считает кремацию тяжким грехом и не отказывает кремируемым в отпевании и поминовении. Над усопшим будут произнесены все погребальные молитвы.