Мумификация

Мумификация – процесс создания мумии из тела умершего человека или животного. Производится путем специальной химической обработки тела, иногда происходит спонтанно, под воздействием окружающей среды. В связи с этим, различают мумификацию искусственную и естественную.

Естественная мумификация случается, когда тело попадает в такие природные условия, которые препятствуют его разложению. Так, в торфяных болотах, ледниках или в жарком сухом климате пустынь тела могут сохраняться веками и тысячелетиями. Бывает, что благоприятные для естественной мумификации условия создаются людьми случайно – например, при погребении в саркофаге необычной конструкции или в помещении с особой вентиляцией и температурой. Иногда мумификации способствует диета самого умершего – как в случае с буддистскими монахами, практикующими отказ от пищи.

Искусственная мумификация производится методом бальзамирования, обычно в ритуальных, санитарных или научных целях. Процесс включает удаление внутренних органов, обработку полостей, а также инъекцию сосудов и мягких тканей специальными растворами. Бальзамирующая жидкость состоит из смеси формалина, карболовой кислоты, красящих и ароматических веществ, этилового спирта, глицерина и малого количества уксусной кислоты. Таким образом, современный метод бальзамирования отличается от своих древних аналогов, в основе которых лежит пропитывание тела соляными растворами, благовониями и смолистыми составами.

Традиция бальзамировать тела умерших насчитывает тысячи лет истории. Нам она известна в основном по мумиям Древнего Египта. В разные периоды технологии мумификации в Египте были разные, и по внешнему виду мумии можно определить, к какой династии она относится. Самые лучшие мумии были созданы в эпоху Нового царства – вероятно, это связано с общим расцветом цивилизации фараонов.

Античные авторы сообщают, что у египтян было три способа бальзамирования – для богатых, для людей среднего достатка и для бедняков. По Геродоту, процесс для богатых проходил следующим образом. Сначала при помощи железного крючка через ноздри извлекали часть головного мозга, другую часть растворяли специальным составом. Затем разрезали брюшную полость, очищали ее от внутренностей, промывали пальмовым вином,  наполняли толченой миррой, кассией, растертыми благовониями и зашивали. После этого тело на 70 дней помещали в натровый щелок, который полностью иссушал его. Наконец, обмыв тело, его обвивали лентами из виссона и намазывали камедью. Внутренние органы не уничтожались; после извлечения из тела их омывали и погружали в канопы – глиняные сосуды с бальзамом. Всего на мумию полагалось четыре канопы – для печени, легких, желудка и кишечника. Крышки каноп были украшены головами четырех богов – сыновей Гора. Внутри тела оставляли только сердце – считалось, что в нем содержится разум человека. О функциях мозга древние египтяне ничего не знали, поэтому выбрасывали его, как ненужный орган.

Так египтяне готовили своих умерших к загробной жизни. Эта традиция была освящена древним мифом: когда бог мертвых Осирис был убит и вселенную охватил хаос, бог Анубис собрал рассыпавшееся по всей земле тело Осириса и забальзамировал его. Осирис воскрес. Культ умирающего и воскресающего бога – ключ к пониманию ритуалов всех древних земледельческих цивилизаций, в основе которых лежит представление о цикличности происходящих в природе процессов.